Наиболее яркие и характерные памятники барокко в Италии связаны с крупнейшими мастерами XVII века — Джованни Лоренцо Бернини, Гварино Гварини, Франческо Борромини, Карло Райнальди, Бальдассаре Лонгена и другими.
Палаццо Барберини(1627-1633 гг.)
Наиболее значительным жилым зданием, построенным в Риме в первой половине XVII века, был палаццо Барберини. Палаццо Барберини строился по заказу Маффео Барберини после того, как он был избран папой под именем УрбанаVIII. В создании дворца в 1627-1633 гг. участвовали три великих зодчих — Карло Мадерна, его племянник Франческо Борромини и наконец Бернини. Дворец имеет сложный план, но главный фасад выстроен симметрично, по «французской схеме», восходящей к традициям двора — курдонера и боковых корпусов. Первый этаж центрального корпуса оформлен в виде лоджии с полуколоннами дорического ордера, второй этаж — полуколоннами ионического ордера, третий — пилястрами коринфского ордера с необычными перспективными заглублениями окон. Палаццо Барберини имело важное значение для развития архитектуры итальянского Барокко XVII в. В этом сооружении проявились новые композиционные идеи соединения традиционного типа городского палаццо, закрытой формы дворца-крепости, сложившейся еще в средневековой Италии, с гостеприимно распахнутыми галереями и лоджиями загородной виллы римских патрициев. Интерьеры дворца решены иначе, просторно и динамично. Росписи «Большого зала» в 1633—1639 гг. выполнил Пьетро да Кортона. Его «Аллегория Божественного Провидения» (1638—1639) — барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини.
Посетителей дворца так же восхитят затейливая «улитковидная» лестница Борромини, античные Портлендская ваза, Палестринская мозаика и статуя пьяного сатира, а в подвалах — руины древнего храма Митры.
Резиденция семейства Барберини, славившегося меценатством, была местом притяжения лучших культурных сил XVII века. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений, и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Среди завсегдатаев дворца были ученые, историографы и, конечно же, Лоренцо Бернини, который в дополнение ко всем прочим талантам проявил себя и как театральный художник. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. Во дворце ставили музыкальные комедии, устраивали танцевальные праздники во время карнавала и свадебные торжества.
Площадь Навона.
При папе Иннокентии X благодаря усилиям Джовани Лоренцо Бернини и Францеско Кастелли по прозванию Борромини была создана площадь Навона. Площадь является ярким примером барочной организации городского пространства. Считается , что именно на площади Навона произошло знаменитое противостояние двух уважаемых римских архитекторов тех времен: Бернини и Борромини. «Камнями преткновения» стали великолепные постройки— фасад церкви Святой Агнессы Борромини и фонтан Четырех Рек Бернини. Борромини, якобы, был уверен, что фигуры речных богов фонтана отворачиваются от его творения — фасада церкви Святой Агнессы, при этом Бернини думал, что статуя святой слишком уж снисходительно взирает на фонтан. Противостояние вылилось во взаимные упреки и подозрения. Насколько достоверно это событие, сложно судить, но то , что от постоянного соперничества двух маститых зодчих выиграл Рим- это бесспорно.
Овальная форма и большая протяженность площади Навона объясняются тем, что она располагается на месте цирка Домициана. Этот стадион, построенный в конце 1 в. н.э., имел 276 м в длину и 54 м в ширину. Позже, до 1869 года на площади располагался рынок, в праздничные дни здесь устраивали гуляния с костюмированными боями и другие состязания (с греческого — агоны), отсюда и название площади (agone — nagone — navona).
На площади стоит церковь Сант’Аньезе ин Агоне. Ее начали строить в 1652 г. Джироламо и Карло Райнальди, но через год работу возглавил Борромини, и именно им создана центральная часть с мощным куполом и замечательный фасад с двумя колокольнями по сторонам. Внутри церкви — пышное барочное убранство. Согласно легенде, церковь поставлена на месте мученичества св. Агнессы. Рядом с церковью — палаццо Памфили, построенное в XVII в. Джироламо Райнальди. Сегодня в нём находится посольство Бразилии.
Центральное место на площади занимает знаменитый фонтан Четырех рек гениального Бернини. Его украшают скульптурные изображения крупных мировых рек — Ганга, Дуная, Нила и Ла-Платы, символизирующие четыре континента — Европу, Азию, Африку и Америку. Фонтан является основанием для египетского обелиска, воплощающего равновесие. Обелиск перенесен сюда из цирка Максенция. По краям площади имеются еще два фонтана: один из них — Фонтан Мавра, был создан по проекту Джакомо дела Порты, а отреставрирован по проекту Бернини. Другой фонтан — фонтан Нептуна — изначально состоял лишь из одной ванны, к которой в конце XIX века добавили скульптуры. Папа Иннокентий Х, когда средства на обустройство столь любимой им площади Навона стали заканчиваться, ввел новый налог — на фонтаны, на что получил ответ от жителей Рима: «Pane, pane, non fontane!» (Хлеба, хлеба, а не фонтанов!).
Церковь Сант Андреа аль Квиринале, Рим. Лоренцо Бернини
Церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658—1678)- одно из лучших творений Лоренцо Бернини, настоящая жемчужина барокко. Церковь была построена по поручению кардинала Камилло Памфили, племянника папы Иннокентия X (1574 — 1655). Церковь посвящена апостолу Андрею в Квиринале.
Особенно привлекательным выглядит фасад церкви, который облицован прекрасным мрамором розоватого цвета. Бернини создал его двойным, придав ему большую пластическую силу и четкостью линий: к основной части, образованной ордером в два этажа и увенчанной треугольным фронтоном, примыкает портик с колоннами. Массивность первого этажа ярко контрастирует с изяществом второго. Полуовальные ступени словно стекают от живописного двухколонного портика, который поддерживает полукруглый в плане антамблент. Его изогнутые линии пересекаются в перспективе с карнизом большого полукруглого окна западного фасада. Вся композиция входа вписана в большой портик с высокими коринфскими пилястрами с двух сторон и треугольным фронтоном.
Места для строительства церкви было достаточно много, однако вырыть глубокий котлован для столь большого фундамента не представлялось возможным. Поэтому Бернини направил ось здания не к алтарю, а поперек, поэтому расстояние от входа до алтаря является очень коротким. План церкви представляет собой овал, по периметру овала расположены 8 ниш — капелл, разнообразных по форме и декоративному убранству. Алтарная ниша богато декорирована. В оформлении интерьера часто встречается эмблема ордена иезуитов. Церковь выполнена в светлых тонах: розовом, сером, а также золотом и белом. В 1870- 1946 годах Сант-Андреа-аль-Квиринале была дворцовой церковью итальянского королевского дома.С 1998г. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале является тиулярной церквью.
Площадь собора Св. Петра. Джованни Лоренцо Бернини
Самое замечательное творение Лоренцо Бернини— площадь перед собором (1657—1663 гг.).Площадь должна была вмещать большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах.
Для воплощения этой идеи Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами.284 колонны опоясывают с боков площадь в 4 ряда.В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними — обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Это египетский обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой в 37 году.Он выполнен из розового гранита, высотой 25,5 метров.
Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.
Скала Реджа, главная лестница Ватикана. Лоренцо Бернини
Главная лестница Ватикана,Скала Реджа, известная также, как «Королевская», является ещё одной выдающейся постройкой итальянского архитектора Лоренцо Бернини. Она ведёт в парадные помещения и святые места папской обители, соединяя Ватиканский дворец с Собором Святого Петра, исполняя роль торжественного входа, оформленного в соответствии со своим статусом. Лестница была выполнена в 1663 — 1666 годах со свойственной Бернини изобретательностью и дальновидностью. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы.Лестница производит грандиозное впечатление благодаря точно рассчитанному постепенному сужению лестничного пролета, кессонированного свода перекрытия и уменьшению обрамляющих ее колонн. Усилив эффект перспективного сокращения уходящей вглубь лестницы, архитектор добился не только впечатления иллюзорного увеличения размеров и протяженности лестницы, но и чисто театрального эффекта — фигура папы, появляющегося во время торжественных выходов на верхней площадке лестницы, как бы вырастает в своих масштабах.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1638-1667). Борромини
Сан-Карло алле Куатро Фонтане (церковь св. Карла у четырех фонтанов) — эталон причудливой барочной криволинейности, спроектированный и построенный в Риме одним из самых экстравагантных мастеров барокко —Франческо Борромини(1599—1667). Именно благодаря постройке этой небольшой францисканской церкви Борромини стал признанным архитектором. На основе сложных планировочных решений он формирует сложную пространственную систему, создание которой явилось началом нового динамического направления в барокко.Маленькая церковь привлекла внимание всего Рима, слава о ней быстро распростанилась по всей Европе. Возможно, неудобное расположение церкви — на перекрестке двух удиц — вынудила архитектора принять необычное решение — в одном здании он соединил модули, которые до него никто не сочетал — 3 модуля, которые обычно могли быть использованы только в трех разных зданиях:
— волнообразная нижняя зона,
— средняя по традиционному плану греческого креста,
— венчает постройку редко применявшийся ранее овальный купол.
Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, Борромини заменяет прямые линии и плоскости в архитектуре изогнутыми, скругленными, извивающимися. У церкви углы срезаны и возле них расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда название — алле Куатро Фонтане. Фигуры ангелов поддерживает большой овал с изображением герба. Сложный волнообразный фасад, расчлененный двухъярусной колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают равновесие композиции.
Капелла в нижней части церкви была предусмотрена как место захоронения архитектора, однако покончивший с собой Борромини был похоронен рядом с дядей — выдающимся архитектором Карло Мадерно в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини .
Церковь Сант Иво в Риме ( 1642-4660 гг).Борромини.
Церковь Сант-Иво алла Сапиенца —католический храм в Риме, шедевр римского барокко XVIIвека. Церковь была заложена ещё в начале XIV века как часовня римского университета Ла Сапиенца. Франческо Борромини приступил к сооружению современной церкви в 1642 г. Предполагают , что в основе шестиугольной формы лежит форма пчелиных сот, поскольку пчела (символ божественной мудрости) — геральдическое животное семьи Барберини, представителем которой был папа Урбан VIII(1568-1644г.г.).Начало строительства церкви относится ко времени его правления. Вогнутый фасад церкви образует единую пространственную структуру с аркадой внутреннего двора университета. Церковь увенчана высоким барабаном, имеющим сложную выпукло-вогнутую форму. Ступенчатый спиралеобразный фонарь над куполом церкви богато украшен и несёт металлическую фигурную «корону», олицетворяющую папскую тиару. Эта ажурная конструкция, увенчанна золотистым шаром и крестом .
Шесть окон купола заливают белоснежный с позолотой зал церкви потоками света. Относительно небольшой по размерам, интерьер церкви кажется наполненным каким-то таинственным и сверхъестественным движением. Залитые светом плафоны, украшенные сложными по форме кессонами и скульптурным декором, не останавливают этого движения, а, напротив, придают ему характер безграничности. Многочисленные скульптуры, поставленные в глубине затененных ниш, усиливают патетическую выразительность архитектуры.
Церковь Санта Мариа ин Кампителли. Карло Райнальди (1611-1691)Одна из самых ярких барочных церквей Рима. Здание построено в 1662-1675 годах на месте более древнего храма в память об избавлении от чумы. В ней продемонстри-рована скорее северо-итальянская маньеристическая традиция, чем римская манера. Двухъярусный фасад церкви напоминает церковь Иль- Джезу. Высокая фасадная стена «прикрывает» основной объем сооружения. Многоярусное использование колонн создаёт у зрителя ощущение взмывания ввысь.Эффектно и красиво решено завершение, в виде сочетания вкомпонованных друг в друга дугообразных и треугольных фронтонов.
В этой церкви хранится чудотворная икона Богоматери (Мадонна-дель-Портико), выполненная в редкой для Рима технике эмали. Считается, что этот образ, помещенный в золотой табернакль, защищает римлян от страшной болезни. Боковые капеллы расписывали известные художники эпохи барокко: С. Конка, Дж.-Б. Гаули (Бачичча), Л. Джордано.
Палаццо Кариньяно, Турин. Гварино Гварини
Палаццо, построенное великим архитектором Гварино Гварини в 1679 г., заслужило признание самого прекрасного городского дворца второй половины XVII века в Италии.Великолепный дворец имеет два абсолютно разных фасада, один из которых (неоштукатуренный кирпичный) выходит на площадь Кариньяно, другой — на площадь Карла Альберта.Здание было возведено в 1679-1684 годах по проекту священника Гварино Гварини для семьи Кариньяно, одной из ветвей Савойской династии.
Центральная часть главного корпуса представляет как бы вставку в основной объем. Здесь расположены парадный вестибюль и парадная лестница. Вестибюль приобрел в плане овальную форму, марши лестницы — криволинейные с изогнутыми очертаниями. В соответствии с внутренней структурой фасаду придана сложная форма — стена волнообразно изгибается. Необычная центральная лестница и двойной купол над основным залом принадлежат к числу самых смелых конструктивных решений барочного стиля в Италии.
Детали фасада, в частности наличники окон, «фактура» пилястр первого этажа отличаются своей оригинальностью. На окнах первого этажа ваше воображение подскажет вам, что что то напоминает американских индейцев, с пернатыми головными уборами.
Эти фризы хотят напомнить победу полка Кариньян в 1667 году вместе с французами против индейцев ирокезов во время колонизации Канады. Ирокезы очаровали солдат Пьемонта, своим внешний видом и их традициями. Вернувшись в Европу, военные привезли с собой рисунки и портреты коренных американцев, некоторые из которых были привезены в качестве подарков для королевской семьи. Мода на все индейское естественно дошла и до Гварино, который несколько лет спустя решил увековечить эту страницу в историю, на фасаде палаццо Кариньяно.
Своеобразие ряда мотивов определяется их связью с декоративными формами мавританской архитектуры, памятники которой Гварини наблюдал в бытность его в ранний период в Сицилии.
Здесь в 1820 году родился первый король Италии Виктор Эммануил II, а с 1861 по 1864 год дворец был местом заседания первого национального парламента Италии. С балкона этого дворца Гарибальди объявил об объединение Италии.Сегодня здесь разместились 27 залов Национального музея Рисорджименто, посвященного объединению Италии.
Палаццо Пезаро, Венеция(1652-1659). Бальдасар Лонгена
Особое место в итальянском барокко 17 века занимает архитектура Венеции. Здесь, в отличие от Рима, светское начало одержало верх над церковными тенденциями, в чем немалую роль сыграли традиции венецианского искусства
Палаццо Пезаро -одно из двух знаменитых сооружений, построенных в районе Большого канала (Венеция) по проекту Лонгена. В величественной архитектуре здания без труда угадывается стиль венецианского барокко, который отчетливо прослеживается как в мощных красивых формах строения, так и в насыщенности внешней отделки.
Дворец представляет собой трехэтажное здание, богато украшенное пышным скульптурным декором. Первый этаж дворца выглядит более массивно за счет рельефной облицовки стен камнями с выпуклой лицевой поверхностью. Верхние этажи смотрятся более утонченно, благодаря часто расположенным большим арочным окнам. Стройности фасаду придают изящные колонны, которые размещены в межоконных пространствах. Одним из главных украшений здания, являются арки, обрамляющие оконные проемы, которые пышно украшены роскошными скульптурами и лепными орнаментами, придающими дворцу особый отпечаток венецианского колорита.
Церковь Санта-Мария делла Салюте (1631/1632-1687). Бальдасар Лонгена
Шедевр архитектора Бальдасара Лонгена, церковь Санта-Мария делла Салюте (1631/1632-1687) построена на входе в Большой канал Венеции. Заказ на строительство церкви, которой предполагалось стать церквью Спасения, был дан архитектору республикой во время чумы 1630 года. Строительство продолжалось более полувека, и закончилось в 1681г. А освящен собор был уже после смерти архитектора.
По сохранившимся данным, для фундамента церкви было использовано более миллиона деревянных балок, из них более 100000 было забито в дно в качестве свай.Уникальный проект Лонгены предусматривал создание восьмиугольной церкви с огромным куполом. Скульптуры, расположенные в строго определенных местах здания, выполняли функцию контрфорсов. Вход в собор оформлен в виде триумфальной арки. Фасад украшен скульптурами архангела Михаила, побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии (над центральным фронтоном).Колонны и арки церкви были расположены архитектором таким образом, чтобы привлекать взгляд зрителя к часовням и другим деталям архитектуры здания, как будто это было здание театра. Придуманное Лонгена чередование контрастных световых полос при входе в алтарь и лучеобразное устройство проемов подкупольного центрического пространства оказываются перспективным новшеством, влияние которого скажется далеко за пределами Венеции. В совокупности с богатым скульптурным убранством, гигантскими спиральными волютами барабана купола, мраморной поверхностью стен, отражающихся в водах канала, церковь производит впечатление почти сказочного по богатству фантазии и живописности форм сооружения.Центральный алтарь базилики украшен мраморными статуями на тему чудесного избавления Девой Марией города от чумы. В центре алтаря находится икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезённая с острова Крит.Боковые капеллы базилики, кроме одной (Антония Падуйского) также посвящены Деве Марии и украшены алтарными образцами работы Тициана(«Апостол Марк на троне»), Луки Джордоне и Пьетро Либери. В базилике хранится картина Тинторетто «Брак в Кане» (1561 год).
XVII и XVIII века были эпохой возникновения целого ряда крупных садово-парковых комплексов — вилл итальянской знати. Для вилл характерна общая схема: главное здание, обычно призматической формы, располагалось на склоне холма, поверхность которого использовалась для создания системы подъемов и разбивки парка. Основные архитектурные средства паркового комплекса — лестницы, террасы, каскады, гроты сосредоточены на главной оси. Все остальные площадки, спуски, дорожки, группировка зелени подчинены тому, что находится в центре парка.
Архитекторы как бы изощрялись в поисках неожиданных пространственных эффектов: фонтанные устройства, гроты, спуски, совмещении различных скульптурных групп и статуй со стриженой и свободно растущей зеленью.
Вилла Альдобрандини(1598 — 1602 г). Джакомо делла Порта
Вилла Альдобрандини — загородная вилла семьи Альдобрандини , представитель которой стал папой римским Климентом VIII. Вилла- одна из достопримечательностей города Фраскати, существовавшего еще во времена Римской империи . Расположена на одном из склонов Альбанских гор. Строилась по проекту архитектора Джакомо делла Порта. Строительство продолжалось в 1598 — 1602 годах. Джакомо делла Порта умер в 1602 г., дальнейшее строительство продолжили архитекторы Карло Мадерно и Джованни Фонтана. Ансамбль имеет четкое осевое построение, направление которому дал горный ручей.Великолепно выполненное сооружение украшено рельефными элементами, к нему ведут огромные лестницы в форме полукруга, а в задней части виллы находятся великолепные галереи.
В парке виллы Альдобрандини особенно интересен завершающий центральную аллею большой полукруглый грот, пышно декорированный пилястрами и нишами, украшенный скульптурой и фонтанами, кариатидами, поддерживающими раскрепованные антаблементы и вазоны, скульптурными рельефами и балюстрадами. Над гротом устроен каскад — в виде ступеней с быстро стекающими журчащими струями воды.
Внутреннее убранство виллы декорировано изящными картинами в стиле маньеризма и барокко. Сегодня вилла является собственностью государства, поэтому для посещения закрыта. Однако парк могут посещать все желающие. Отсюда открывается уникальная панорама на местные окрестности, а так же на долину Рима.