Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (ок. 1500—40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением, к культуре и искусству 16 в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в этих странах является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. Главная же причина, почему термин «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру этого периода, и не только XVI, но отчасти и XV века, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса. То есть в повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности.
Германия.
Германские архитекторы в основном заимствуют декор ломбардского и венецианского Раннего Ренессанса и облицовывают этими элементами фасады провинциальных домов и замков, а позже заполняют залы своих ратуш и немногие вновь построенные церкви поделками из дерева и камня в маньеристской и подражающей античным образцам манере. Во многих зданиях этого периода применяется орнамент.Принципы Возрождения начинают проявляться в Аутсбурге, Нюрнберге, Галле. Они сливаются с традициями готики, что придает германской возрожденческой архитектуре изощренность и вычурность. Во многих сооружениях, строительство которых продолжалось многие десятки лет, вообще невозможно установить границу, разделявшую готику от более поздних стилей.Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кёльне (начатый в 1248 г., совершенствуемый, реставрируемый и ремонтируемый до сего дня), собор в Ульме (1377—1529), а также целый ряд замковых и дворцовых сооружений.
Иезуитская церковь Святого Михаила (1583-1597)
Церковь была в свое время одной из основных цитаделей Контрреформации. Добро на ее строительство дал Вильгельм V Набожный, и затраты на ее сооружение чуть было не привели к банкротству всего государства. В архитектуре прослеживается смешение двух стилей — барокко и ренессанса.Архитектором церкви был Фридрих Сустрис. Представитель нового архитектурного мышления, он строил ее, отойдя от готических идеалов и представлений.
Фасад с треугольным фронтоном, увенчанным фигурой Христа, напоминает традиционную средневековую ратушу. У входа под мраморным порталам находится бронзовая фигура архангела Михаила, созданная еще в конце XVI века. В нишах расположены 15 каменных статуй покровителей собора – Виттельсбахских князей.
Под хорами церкви расположен королевский Виттельсбахский склеп, где похоронены герцог Вильгельм V, «сказочный король» Людвиг II и курфюрст Максимилиан. В церкви находятся мощи многочисленных святых, хранящиеся в настенных реликвариях.
В ноябре 1944 года церковь при бомбежке была разрушена, но в 1947-48 годах восстановлена.
Замок Гейдельберг
Замок Гейдельберг является самым значимым сооружением эпохи Ренессанса в северной части Альп. Оригинальный замок был построен в 1214 г., а в 1294 г. был достроен так, что получилось два отдельных замка. Здесь была главная резиденция курфюрстов Пфальца до конца XVII века. Замок был разрушен войсками Людовика XIV в ходе войны за пфальцское наследство (1693 г.) и после восстановлен только отчасти. Сегодня он представляет собой величественные руины, однако, даже в его разрушенном состоянии он является одним из самых изящных образцов замков . Архитектура замка не ограничивается одним стилем. Здесь можно увидеть смешение разных школ – немецкого барокко, готики (библиотека и зал Короля) и Ренессанса (северная и восточная части замка). Контраст между роскошью и строгостью, великолепием отреставрированной части и древностью старых стен замка поражает воображение туристов.
Вдоль северной стороны внутреннего двора простирается суровый дворец Фридриха IV, сооруженный в 1601-1607 гг. Дворец менее поврежден, чем другие части замка, и его залы почти полностью восстановлены, включая галерею принцев и королей немецкой империи со времен Карла Великого. Рядом расположена древняя колокольня, датируемая началом 1500-х годов.
Замок Глюксбург
Замок Глюксбург стоит на острове озера Шлосстайх в 11км от города Фленсбурга, расположенного рядом с границей Германии с Данией. Это родовое гнездо династии Глюксбургов, представители которой занимают престолы в Дании и Норвегии, а раньше также были королями Греции. В середине XIX века замок находился во владении датского короля Кристиана IX. Христиан IX был прародителем нынешней линии Глюксбергеров на датском троне. Он был отцом двух королей — своего преемника Фредерика VIII и короля Греции Георга I, российской императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III и британской королевы Александры, жены Эдуарда VII.
Строительство замка началось 1582 году и продолжалось около 5 лет. Замок построен по приказу герцога Иоганна Младшего (1545-1622), по проекту архитектора Николауса Кэриеса. Это один из важнейших памятников архитектуры эпохи Возрождения северной части Европы. Замок стоит в озере на 2,5-метровом фундаменте над поверхностью. Укрепленное строение расположилось на месте средневекового монастыря цистерцианцев , гранитные блоки которого были использованы для закладки фундамента Глюксбурга. Высокий фундамент позволил активно использовать подвальное помещение, в нем располагались кухня и кладовые. Кроме того, подвал использовался и в качестве тюрьмы. На первом этаже замка располагались спальни, столовая и гостиная. К угловым комнатам примыкают башни. Бальный зал, расположенный на первом этаже, был декорирован красными обоями, поэтому его назвали красным залом. Многочисленные портреты 16 века являются наглядной иллюстрацией истории семей Ольденбурга и Бергер, свидетельствуют о судьбах глюксбургской династии. Замок Глюксбург признан культурным наследием в 1923 году, преобразован в музей и открыт для посещений.
Архитектура Возрождения во Франции
К середине XV века относится начало французского Возрождения, на ранних стадиях еще тесно связанного с готическим искусством. Походы французских королей в Италию познакомили французских художников с итальянским искусством, и с конца XV века начинается решительный разрыв с готической традицией, итальянское искусство переосмысливается в связи с собственными национальными задачами. В течение XVI в. ренессанс быстро распространяется во Франции, где становится, однако, придворным стилем. Развитие архитектуры Возрождения во Франции может быть расчленено на два этапа: Раннее и Зрелое Возрождение.
Раннее Возрождение во Франции
Наиболее крупные, значительные памятники раннего французского Возрождения — замки короля и высшей знати. Городское строительство было развито в меньшей степени, чем в Италии. Строительство замков велось в трех направле-ниях. Некоторые готические замки переделывались в новом духе с изменением обработки фасадов. К другим готическим замковым сооружениям присоеди-нялись новые корпуса, возведенные в новом стиле и обычно асимметрично расположенные. Кроме того, строились и совершенно новые здания.
Во французских замках этого периода окна охватывали по высоте почти всю стену, они начинались невысоко над полом и простирались почти до потолка. В результате на фасадах возникали своеобразные «световые столбы». Оконные проемы имели каменные крестообразные переплеты, связанные с готическими традициями. Здания разделялись на этажи. В пределах каждого этажа окна обрамлялись пилястрами. Для французского ренессанса характерно использование очень высоких крыш, живописных мотивов чердачных окон, высоких труб и винтовых лестниц, решенных в виде отдельно стоящих башен.
Долина реки Луары — красивый живописный регион, где с XV века короли и знать возводили свои особняки, дворцы и самые красивые замки Франции. Здесь построено 42 замка.
Замок Блуа— излюбленная резиденция королей. Каждый из монархов вносил в обустройство замка свой вклад.Вот почему Блуа сочетает в себе разные стили: пламенеющую готику,ренессанс и барокко.В замке есть два основных крыла – крыло Франциска I и крыло Людовика XII.
Постройки Людовика XII были глубоко готическими. В его крыле отсутствавало равновесие. В планировке и в распределении окон было много гармоничной асимметрии, тонкая, кружевная лепнина, много каменного декора с фантасти-ческими персонажами. На фасаде возведен портал в форме триумфальной арки. Внутри — орнамент,прославляющий суверена. В нише красуется статуя самого короля .Стены замка украшает эмблема ЛюдовикаXII- дикообраз с торчащими в разные стороны иглами.
Основной достопримечательностью крыла Франциска I является парадная лестница. Она также представляет собой симбиоз двух эпох: от предыдущей эпохи, типичной для готической Франции, она унаследовала спиральную структуру, а от новой – заметное деление на этажи. Лестница построена винтом в восьмигранной выступающей башне и особое очарование ей придают открытые марши между угловыми контрфорсами, ажурно украшенные каменной резьбой.
Блуа-пристанище 7 королей и 10 королев. Здесь умерла главная отравительница Французских королей Екатерина Медичи, здесь был убит герцог де Гиз. Именно в замке Блуа происходят события в начале романа А. Дюма «Десять лет спустя, или Виконт де Бражелон». Именно туда, в замок, приезжает молодой король Людовик XIV и встречается с д’Артаньяном.
Замок Шамбор является крупнейшим и самым экстравагантным сооружением Европы, шедевром архитектуры эпохи Возрождения, превосходившим все известные сооружения Франции до строительства Версальского дворца .В архитектуре Шамбора сказалось все величие Ренесанса.
Вернувшись из Италии в 1516 году,после взятия Милана , Франциск I выбирает Шамбор для строительства охотничьего замка на месте бывшего крепостного замка. Около 1800рабочих было задейство-вано на его строительстве, завер-шённого после многочисленных пристроек в 1547 году, уже после смерти короля. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.
Крыша разработана под вдохновением Константинополя с сотней колонн, башен, дымовых труб поднимающихся на высоту 134 метра. Имя архитектора не извест-но,но предполагается участие в проекте Леонардо да Винчи, который числился придворным архитектором при Франциске I. /Одно из чудес замка — центральная лестница с двойной спиральной обмоткой — сделана по проекту Великого итальян-ца. Лестница идет через все этажи и на каждой площадке античные арки в ширину лестницы, через которые проникает свет и делает конструкцию совершенно воздушной. Над лестницей возвышается маяковая башенка, видная и внутри здания с нижних этажей. Она возвышается над всеми каминными трубами, достигая высоты 32 м; на самом верху не привычный крест, а королевская лилия.
Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д’Эйи.
При Людовике XIV,страстном охотнике,здесь проводились пышные праздники, ставились пьесы Мольера.
За всю свою историю замок сменил несколько многочисленных владельцев. Во время Великой Французской Революции Шамбор чуть не был разрушен.
В 1930 году он был приобретен французским правительством. Сейчас замок целиком востановлен.