В 395г. могущественная Римская империя распалась на две части. Восточная часть получила название Византии. Уже с первых лет своего существования Византия, стараясь превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, начала украшаться величественными сооружениями и всяческими произведениями искусства, для исполнения которых в этот город отовсюду стекались лучшие художники. Возникшее здесь искусство вследствие религиозных, политических и бытовых условий приняло особый склад, в котором к греко-римским элементам примешивались в сильной степени восточные веяния.
Удлиненная в плане раннехристианская базилика и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей — выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных.
Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
Собор Святой Софии в Константинополе (532-537 г.г)
Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, — безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор — без всяких преувеличений — чудо инженерной мысли.
Строительство собора потребовало огромных материальных вложений и стоило императорскому дому три годовых дохода. Согласно легенде, когда император Юстиниан зашел в только, что отстроенный храм, он воскликнул:«Соломон, я превзошел тебя!».
Софийский собор представляет собой базилику имеющую в плане крест 70 на 50 метров. Собор имеет три нефа и огромный купол, который долгое время оставался непревзойденным по сложности инженерной мысли. Внутренняя отделка храма заняла несколько столетий. Мозаика составляла основу внутренней отделки и отличалась особой роскошью. В 989 году во время землетрясения купол обвалился, но вскоре был восстановлен армянским архитектором Трдатом.
Следующий этап существования собора связан с завоеванием Константинополя турками. В 1453 году Константинополь пал и султан Мехмед II решил переделать храм в мечеть. С этой целью он приказал построить четыре минарета вокруг собора. Собор назвали Айя–София.
Собор Святого Марка
Собор Святого Марка— кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капела при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с дворцом дожей.
Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей.
Грандиозное здание построено по образцу несохранившейся церкви Двенадцати апостолов в Константинополе.
Свое праздничное убранство собор получил в XII-XIV веках. В начале XIV века здание увенчалось пышным прихотливым карнизом в готическом стиле. Детали декора Сан-Марко относятся к разному времени, и происхождение их различно. Над центральным входом в собор находится знаменитая квадрига — четверка бронзовых коней, которых еще в IV веке до н. э. отлили мастера с греческого острова Хиос. Сначала квадрига была привезена в Рим, где украшала триумфальную арку. В IV веке н. э. ее отправили в Константинополь, где она была водружена на ворота ипподрома и находилась там несколько столетий.
В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяются главы апостолов Иакова Младшего и Тита, мощи мученика Исидора и образ Богородицы Никопеи, что делает её центром христианского паломничества.
Дворцовая капелла в Аахене
Дворцовая капелла в Аахене —единственный сохранившийся относительно неприкосновенным фрагмент знаменитого Аахенского дворца. Это уникальный памятник архитектуры времён Карла Великого, который здесь похоронен. На протяжении 600 лет в часовне проходила церемония коронации императоров Священной Римской империи. Капелла дала городу его французское название — Экс-ля-Шапель. Ныне входит в комплекс Аахенского собора (памятник Всемирного наследия).
Карл Великий начал строительство дворца в Аахене не позже 792 года. Дворцовая церковь была освящена папой Львом III во имя Девы Марии в 805 году. Восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом. В его архитектуре преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры (один из вероятных прообразов — равеннская Сан-Витале). Проект разработал некий Одон из Меца.