В Германии возникло много архитектурных сооружений романского стиля, но лишь немногие дошли до нас в первоначальном виде.
Из разных школ романского зодчества Германии наибольшее значение имели три: саксонская, вестфальская и рейнская.
В постройках саксонской школы прослеживается четкая связь с каролингскими традициями. Здесь господствует тип плоско перекрытой базилики, разработанной во времена раннего христианства и затем со многими упрощениями воспринятый каролингской архитектурой. Однако саксонская архитектура вводит ряд характерных для нее новшеств, придающих церквам этой школы необычный для прежних базилик вид: два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. Каждый из хоров, и западный и восточный, имел свою абсиду и свой трансепт, поэтому вход в церковь устраивали сбоку, на одной из продольных сторон здания.
Интересным памятником этой школы является церковь в Гернроде (построена после 960 г., западный хор — 12 в), дающая яркое представление о немецкой архитектуре раннероманского периода. Колонны и пилястры поочередно несут аркады первого яруса: такой ритм называется простым чередованием опор.
Чрезвычайно скупой архитектурный декор, редко и высоко расположенные-окна подчеркивают глухую плоскость стен и придают всему сооружению несколько сумрачный, крепостной характер.
В Вестфалии строились церкви зального типа, то есть с тремя нефами равной высоты, перекрытые каменными сводами. Одна из самых ранних церквей такого типа — капелла св. Варфоломея в Падерборне — была построена в начале 11 в.
Это старейшая церковь в Германии.
Четкое представление об внешнем облике вестфальских церквей дает сохранившийся западный фасад собора в Миндене (11 в.). Здесь отсутствуют не только скульптурные украшения , но и ярко выраженные архитектурные членения. В отличие от большинства романских церквей других школ здесь отсутствует четкое сопоставление объемов здания, которое обычно с полной ясностью отражается н в архитектурной композиции фасадов.
Особенностью конструкций церквей рейнской школы является их перекрытие по так называемой связанной романской системе:боковой распор сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов, причем одному звену среднего нефа соответствуют звенья боковых нефов, по два с каждой стороны. Внешний облик рейнских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства, большой протяженностью (собор в Шпейере) и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания. Для соборов этой школы характерен скупой архитектурный декор. Из памятников в долине Рейна собор в Вормсе более других сохранил свой древний облик.
Вормский собор святого Петра- один из самых прекрасных памятников романского стиля в Германии . Хотя в архитектуре собора присутствуют элементы готики (круглые окна-розы и нервюрные своды), на облике собора это почти не отразилось. Здание имеет двустороннюю ориентацию: восточная часть с трансептом завершается плоской стеной, а западный хор выступает далеко вперед. Нижние ярусы двух западных башен являются фрагментами раннероманской базилики, построенной около 1000 года по заказу тогдашнего вормского епископа Бурхарда I .
Ныне существующий собор возвели в XII веке при содействии епископа Бурхарда II. В это время построили романскую капеллу святого Николая, портал которой украшает изображение этого святого:покровитель торговцев и мореплавателей держит в руке лодку с мореплавателями, защищая их от темных сил. Южную часть собора украсили статуями, изображающими Библейские истории, с этой же стороны находится главный вход в храм.По мере сооружения новых частей собора старая базилика постепенно разбиралась. В 1181 году храм был освящен, но продолжал достраиваться вплоть до 1234 года. В храме находится склеп членов королевской семьи.
В 1925 году собор получил статус базилики. Сейчас это католическая церковь. Многочисленные памятные события, происходившие в стенах Вормского собора, сделали его символом города.
Бамбергский кафедральный собор (официально Бамбергский кафедральный собор Святого Петра и Святого Георгия,
— один из известнейших и древних соборов Германии. Строительство собора началось в 1004 году по указанию Генриха Святого и закончилось в 1012 году. Освящение 6 мая 1012 года. В 1081 году собор был повреждён пожаром. В 1111 году Отто Бамбергский освятил заново построенный собор. После ещё одного пожара, к XIII веку Бамбергский собор приобрёл современные черты. В соборе находятся захоронения известных личностей, в том числе самого Генриха Святого, его жены Кунигунды, папы римского Климента II и первого короля Германии Конрада III.
СегодняБамбергский кафедральный собор представляет собой образец Романской архитектуры, длина — 94 м, ширина — 28 м, высота здания 26 м. По углам построены четыре башни по 81 м высоты каждая. В башнях встречаются элементы готики.
Бамбергский кафедральный собор
Особенное место в архитектуре немцев занимает церковь монастыря Мария Лах. Внешний вид здания воплощает романскую идею «Божьей крепости». В структуре здания господствуют четкие и простые линии. В плане оно образует крест — символ христианства. Западная часть церкви ориентирована на заход солнца — темную сторону — и предназначалась для знати («военного сословия»), восточная — на восход, сторону света, и предназначалась для духовенства («ученого сословия»), а находящийся между ними неф был отведен для простонародья — «кормящего сословия».
Церковь монастыря Мария Лах
Монастырь был заложен Генрихом II совместно с его женой Адельхайд в 1093 году и посвящен Деве Марии и Николаю Чудотворцу. В надежде излечиться от бесплодия, а также для спасения душ и упокоения тел себя и супруги , пфальцграф ГенрихII фон Лаах принес обет воздвигнуть монастырь. Западный хор, неф и крипта были закончены в 1156 году, а восточный хор не ранее 1177 года.
Базилика церкви имеет центральный неф с пятью поперечными прямоугольными пролетами(травеями) и двойной трансепт. Два боковых нефа состоят из пяти прямоугольных травей. Снаружи друг друга уравновешивают группы башен над восточным и западным хорами. Тонкие и высокие, квадратные в плане, и восьмиугольная над средокрестием, башни возвышаются с восточной стороны церкви. Резко контрастируют с ними круглые и квадратная башня, над средокрестием, с крышей в виде четырех ромбов с западной стороны. В 1220—1230 гг. была возведена часовня святого Николая, она существует и сейчас, позже с запада был пристроен портал-нартекс с колоннами, так называемый «парадиз».Снаружи собор украшен рельефами с мифологическими существами и растительным орнаментом.
Внутри базилика оформлена также весьма просто, без вычурных декораций и аркад. В начале XIII века деревянный накатный потолок в среднем нефе был заменен каменным сводом. В церкви захоронен прах основателя монастыря Генриха II фон Лаах. Усыпальница представляла собой нишу с саркофагом, над которой находилось надгробие с великолепной фигурой Генриха, выполненной из дерева.В XVI веке в соборе насчитывалось 16 алтарей, посвященных различным святым. Находящийся в нефе рядом с могилой основателя монастыря «алтарь десяти тысяч мучеников» часто служил монахам, принявшим сан священника, для проведения первой мессы.
В процессе своего существования Собор Марии Лаах претерпел изменения в готическом стиле (заостренные навершия башен) и барокко (расширенные окна бокового нефа), которые были убраны в ходе реставрационных работ в XX веке. Несмотря на свой возраст, здание и сейчас выглядит гармоничным и полностью соответствующим своему времени.