Романский стиль во Франции.

Период формирования и расцвета романского искусства занимает во Франции 11 и большую часть 12 столетия. Это было время относительного подъема материальной и духовной культуры средневековой Франции. Романская архитектура была преимущественно архитектурой церквей и замков.  Бесправие и нищета народа и низкий уровень развития феодальной экономики исключали прогрессивное развитие массового жилища и производственных построек, которые в основном развивались в системе монастырских хозяйств. Активное монастырское зодчество было обусловлено необходимостью обслуживания больших масс паломников и обеспечения необходимого идеологического воздействия на психику верующих.Большая роль в этом воздействии отводилась средствам объемно-пространственной композиции сооружения и тематике его живописного и скульптурного убранства.

К началу XI в. на территории Франции было 474 больших церкви, около 60 из которых  лежали в развалинах. Для наиболее ранних сооружений этого периода характерно плоское перекрытие центрального нефа. Типичны также низкие трехнефные слабо освещенные базилики, перекрытые тяжелыми цилиндрическими сводами, опирающимися на широкие арки и редко расставленные приземистые столбы. Монахи восстанавливали разрушенные и строили новые церкви, применяя в них новшества своего времени.
Наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами.Такой  вид имеет церковь Сен-Сернен в Тулузе, построенная  около 1080 — 12 в. и названая в честь св. Сернена – первого епископа Тулузы.

Basilique-Saint-Sernin-05

Церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 в.

Планировка базилики Сен-Сернен отличается от других базилик ранней христианской архитектуры. Она намного больше по сравнению с другим церквями,   выполнена  преимущественно из кирпича, планировка базилики напоминает крест, и в отличие от других подобных строений она имеет сводчатые потолки. Другим отличием Базилики Сен-Сернен является галерея, которая идет вокруг нефов и боковых проходов, соединяя радиальные приделы ,что позволяет ходить по церкви во время мессы никому не мешая.

K середине 11 в. в романском храмовом зодчестве определились основные школы или направления. Архитектурные системы условно можно объединить в три большие группы: храмы с купольным перекрытием; зальные, близкие в плане к базилике, но с одинаковой или почти одинаковой высотой всех трех нефов и базиликальные церкви с поднятым над боковыми нефами высоким средним нефом.  К самым известным купольным церквям Западной Франции относятся монастырская церковь в Фонтевроле, Сен Пьер в Ангулеме, Сен Фрон в Перигё и перестроенная Сент Илар в Пуатье.

Купольные церкви.

Сен Фрон в Перигё

Над старым городом Перигё и сегодня возвышается живописный силуэт церкви, который  венчают пять белокаменных куполов. В плане церковь представляет греческий  крест подобно базилике Св. Марка в Венеции .

Saint_Front_Perigueux_08-260x300  Saint_Front_Perigueux_01-300x213

                Церковь Сен Фрон в Перигё (1120-1179)

По преданию, в V веке  рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается,что именно он явился носителем христианства в регионе ). После кончины, его могила привлекала к себе большое число паломников. В честь  Фрона и воздвигнута данная церковь. Она является одной из самых больших церквей в юго-западной части Франции . Купола  опираются на массивные квадратные стены, с шестиметровой стороной основания. Опоры связаны посредством широких каменных арок, которые через сферические треугольные паруса поднимаются вверх до уровня основания купола. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции.

Сен Пьер в Ангулеме

Самая главная достопримечательность Ангулема — это римско-католический кафедральный собор Святого Петра. Здание имеет купольное перекрытые  с трансептом и форму латинского креста в плане.Построенный в 6 веке на месте ещё более древнего, он был сожжён норманнскими завоевателями в 8в.. Следующий собор освятили в начале 11 века, а в 12  веке его пришлось  расширить. Досталось Ангулемскому собору и во время религиозных войн: в 16 веке он лишился колокольни.  В XIX столетии здание  реставрировал архитектор Абади-младший. 
Мастерам удалось в полном объеме сохранить фасад в романском стиле с 75 каменными скульптурами. Композиции здесь освещают две основные темы: Страшный Суд и Вознесение Христа, но ряд скульптур посвящен сюжетам из «Песни о Роланде». Рядом с собором коленопреклоненная статуя ангулемского графа Жана III Доброго, похороненного в храме.

image002  kupolnye-cerkvi-romanskaya-arxitektura_3

Абади-младший добавил по обе стороны от фасада симметричные башенки с куполами-конусами. Северный трансепт венчает квадратная башня почти в 50 м высотой.

Зальные церкви

Тип «зальной» церкви получил наибольшее развитие в Пуату, например Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, но встречается и в других местах.

wpcbec33c8_05_06-300x224

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).

Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами.Все три нефа, почти равные по высоте и перекрытые цилиндрическими сводами, имеют одну общую крышу. Типичный образец архитектуры области Пуату и вместе с тем, один из прекраснейших памятников архитектуры Западной Франции, построенном во второй четверти XII века.

Суровость архитектуры смягчается обилием декора.Почти вся поверхность стены западного фасада покрыта скульптурой. Она украшает капители и архивольты, тянется узким фризом над арками нижнего яруса, располагается по сторонам окна, наконец, выходит даже на венчающий фасад ступенчатый фронтон, где помещен медальон с фигурой Христа в окружении символов евангелистов.

wp992c482e_05_06      wp7b4aa980_05_06      wpbd3858af_05_06                                                                   Фрагменты  декора

Такое обилие скульпуры на фасаде встречается лишь в некоторых храмах западной Франции.

Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране (середина 12 в.) — трехнефная зальная церковь, типичная для западной части центральной и для западной Франции (Овернь). Ее узкий и полутемный средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые нефы — крестовыми, расположенные над ними эмпоры — цилиндрическими сводами.  Здание имеет в плане правильную форму латинского креста.

Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышей полукруглой  обходн0й галереи вокруг алтарной части храма с капеллами и кажется поэтому приземистой. Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается выступающими центральными травеями трансепта, образующими массивную каменную массу, из которой вырастает башня. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами.

Базилика Нотр-Дам-дю-Пор считается шедевром овернско-романского стиля.  Церковь была построена в XIXII веках на древнем фундаменте, скорее всего остатках святилища доримской эпохи. Первый христианский храм ,построенный в  VI веке простоял до X века. Новая церковь Св. Девы Марии была возведена по указу епископа Стефана II. Эта церковь в начале XI века была сожжена норманнами. В период с 1185 по 1240 гг. был построен новый храм. В средние века он стоял на одном из маршрутов паломнического Пути святого Иакова.

Basilique-Notre-Dame-du-Port4-640x764    IMG_2171

          Базилика Нотр-Дам-дю-Пор

Во время землетрясения в 15 веке церковь была сильно разрушена и восстановлена только в 19 веке, а в 2007-2008 г обновили ее фасады и кровлю, но все напоминает ее первоначальный вид.
Скульптурный декор базилики прекрасно иллюстрирует мастерство овернских зодчих. Рельефные скульптурные изображения на капителях колонн воспроизводят библейские и мифологические сцены. Святилище украшено великолепной мозаикой. В храме установлено несколько скульптур Пресвятой Девы. В крипте, расположенной под хорами, хранится статуя Черной Мадонны (XVII в.), она является точной копией той византийской статуи, которая привлекала в храм средневековых паломников. Ее до сих пор часто используют в торжественных церковных процессиях.Базилика внесена в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

 Базиликальные церкви с высоким средним нефом

Кафедральный собор Сен- Трофим.

Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. Когда-то греческая колония, а затем часть Римской империи, Прованс сохранил воспоминания о классической древности. Кафедральный собор Сен Трофим является сердцем  Арля и жемчужиной романского стиля. Ему не менее тысячу лет, он стоит со времен первых крестовых походов. Вход украшен сводом, очень напоминающим римскую триумфальную арку. Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественным и мирским. Над высокими деревянными дверями, украшенными кованным узором, размещаются 12 апостолов, а над ними — Иисус и символы евангелистов. Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел. Справа от Иисуса Христа — избранные проповедники, а слева — грешники, души которых попали в ад.

8151150893_5f0bbd084b_c8094021125_f5b3f80cb0_o

 

 

 

 

8151174056_4c625e9748_o

 

 

 

 

 

Внутренний двор является смой красивой частью. Все капители колон украшены растительным орнаментом, а также сценами из Нового и Ветхого Завета. А вот за внутренним двором находится помещение, в котором сохранились гобелены Обюссона с изображениями сцен из жизни Девы Марии.

Различия между отдельными романскими школами отнюдь не сводятся только к конструктивным приемам — с ними были неразрывно связаны особенности художественно-образного характера.

Особенно значительны памятники центральной и северной Франции, так как именно в Бургундии и Нормандии развивались те формы романского зодчества, которые скорее всего оказали известное влияние на позднейшую разработку типа готического собора. В Бургундии и на севере строились преимущественно базиликальные церкви с высоким средним нефом.

Церковь в Клюни

Господствующий в Бургундии орден бенедиктинцев активно внедрял архитектурные приемы, обусловленные его  потребностями. Старейший и главный их монастырь находился в Клюни; филиалы ордена были учреждены в разных странах. В противоположность южной и юго-западной Франции, где довольно свободно относились к правилам богослужения, в Клюни разрабатывали тип базилики, наилучшим образом соответствовавшей католической мессе. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл .

320px-Dehio_212_Cluny

Реконструкция Клюни III (1088г.—1220г.)

 

После того как в 1220 г. с западной стороны было пристроено низкое трех-нефное здание, церковь в Клюни по своей протяженности стала почти равной базилике св. Петра в Риме. Чтобы увеличить высоту и ширину центрального нефа строители прорезали его стены оконными проемами. Цилиндрическому своду были приданы легкие стрельчатые очертания, чтобы  уменьшить боковой распор и сделать большие оконные проемы, но все же конструкция была не надежной. В 1125 году свод здания обрушился; его удалось восстановить лишь через несколько лет.   Строительство центрального нефа было завершено в 1130 г. , тогда же было начато строительство притвора и северного рукава трансепта. В конце XII — начале XIII веков строительство прерывалось, и пристройка перед входом в храм  была завершена в 1220 году,  уже в готическом стиле. Во время Великой французской революции в 1790 году  храм был закрыт вместе со всем аббатством Клюни. В 1807 г.Церковь в Клюни  была разрушена, и от нее сохранилась лишь часть южного рукава трансепта.

Близка по типу к церкви в Клюни хорошо сохранившаяся однотрансептная церковь Богоматери и Иоанна Крестителя в Парэ ле Мониаль (начало 12 в.) с характерным чрезвычайно развитым трансептом, могучей шестигранной башней над средокрестием и меньшими четырехгранными башнями главного фасада.

Храм в Отене.4623_362x212

Свод  его центрального нефа приобретает стрельчатое очертание, внешне предвосхищая формы готического свода. Однако, поскольку свод не является крестовым и тяжесть конструкций передается на стены, а не на опорные столбы, все сооружение в целом носит вполне романский характер. Редкой особенностью храма является применение в архитектурном интерьере каннелированных пилястр, увенчанных капителями,— далекий отзвук античной традиции.

Церковь св. Магдалины в Везеле

427cИнтересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св. Магдалины в Везеле (первая треть 12 в.).Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Св. Бернар провозгласил здесь начало Второго крестового похода, а Ричард Львиное Сердце и Филипп II Август встретились в 1190 г. перед отправлением в Третий поход. В настоящее время базилика объявлена национальным достоянием. Ее отреставрировали и поддерживают в очень хорошем состоянии.Люди приезжают сюда для того, чтобы полюбоваться на причудливое смешение стилей и рассмотреть уникальную структуру храма, которая была создана с учетом положения Земли относительно Солнца. Каждый год в день святого Иоанна Крестителя  ровно в полдень солнечные лучи, попадающие в окна на южной стороне церкви, образуют на стенах и на полу здания геометрический узор.

По своему типу юго-западная и южная французская архитектура романского стиля существенно отличается от северной. В ней ясно ощущается воздействие традиций позднеримского и византийского зодчества. Характерный пример — церковь Сен Фрон в Перигё (1120-1179

Тип базилики с высоким средним нефом с самыми различными вариациями  был самым распространенным.В архитектуре Центральной и Западной Франции встречается наибольшее разнообразие в решении конструктивных  форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.