Позднее барокко в Италии

Стиль итальянской архитектуры первой половины 18 века определяют как позднее барокко.Хотя в сравнении с блестящим расцветом 17 столетия итальянская архитектура 18 века обнаруживает определенный спад, она дала все же немало интересных решений. Несмотря на сложные  экономические условия  этого столетия итальянцам удалось  сохранить  свойственную им страсть к возведению огромных величественных сооружений, равно как и монументальный язык архитектурных форм. И все же в блеске отдельных прославленных памятников этого времени ощущается скорее своего рода инерция прежнего грандиозного размаха строительной деятельности, нежели органическое соответствие условиям реальной действительности. Эта зависимость от прошлого, выражена в Италии сильнее, чем во многих других национальных художественных школах Европы. Преобладающий здесь стиль барокко очень медленно отступал перед ростками новой классицистической архитектуры.

Тесная, по существу, неразрывная связь с архитектурой 17 в. особенно заметна в памятниках Рима. Римские зодчие первой половины 18 в. сохранили крупный градостроительный масштаб своего мышления. Более скромные, нежели прежде, экономические возможности были использованы ими для создания отдельных крупных сооружений, достойно завершивших ряд известных архитектурных комплексов и ансамблей.

В 18 веке были возведены фасады двух знаменитых раннехристианских базилик Рима — Сан Джованни ин Латерано (1736) и Санта Мария Маджоре (1734—1750), которые занимают господствующее положение в архитектуре прилегающих к ним площадей.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано. Алессандро Галилеи (1691— 1736)

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни ин Латерано — кафедральный собор  Рима и место нахождения кафедры римского  епископа (а также папского трона). В католической иерархии эта церковь  стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и  собора св.Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».

Строитель фасада латеранской базилики — Алессандро Галилеи (1691— 1736) в качестве прообраза для него избрал фасад римского собора св. Петра, созданного Карло Мадерной. Но, в отличие от последнего, он дал более артистическое решение сходной темы. Строгость и ясность массивных архитектурных форм в виде прямоугольных арочных проемов и колоссальных ордеров  полуколонн и пилястр  резче оттенена беспокойным движением венчающих фасад огромных статуй.Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви. Несколько выступающий вперед центральный корпус украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженную барочную окраску.В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам.

 

0_20e5b_624fdd4c_XL_1-300x22533521376_DSCN3318_1-225x300

 

 

 

 

 

В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил доставшийся ему по наследству дворец римскому епископу. Папа  Сильвестер I в  324г. освятил вновь построенную  базилику  в честь Христа Спасителя., в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоан Предтеча, а ещё через двести лет —Иоан Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.

В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; всё это было утрачено при разграблении Рима в Vвеке вандалами. Главной реликвией храма во все времена считалась «Святая лестница» — лестница, привезённая св.Еленой из Иерусалима,взятая  из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос  взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. В соборе  над папским алтарем в двух серебряных реликвариях , выполненных в форме бюстов , хранятся головы апостолов Петра и Павла.

9_3-225x300

0_20e70_de9c64f_XL_1-300x225

Во время авиньонского пленения базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы поселились  в Ватикане. На месте обветшавшего Латеранского дворца и  древней базилики по повелению папы Сикста V был возведен  храм  более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини.. Строительство завершил в 1735г. Алесандро  Галилеи.

Санта Мария Маджоре. Фердинандо Фуга (1699—1781).

Санта Мария Маджоре— папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. Легенда  гласит , что церковь была построена на месте, которое указала Пресвятая Дева Мария, явившись  одновременно во сне папе Либерию  и богатому римлянину Джовани Патрицио. На месте  будущей церкви должен был выпасть снег.И действительно, утром 5августа 352 года на Эсквилинском холме, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. В 440-х гг.по повелению  папы Сикста III  на этом же месте была  построена новая базилика , посвящённая Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется    1337 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга (1699—1781).Наружный облик церкви  свидетельствует об облегчении и успокоении барочных архитектурных форм. В базилике похоронены: ПийV,Климент VIII, ПавелV, СикстV, Джованни Бернини , Полина Бонапарт.

0_36322_2ca8ba59_XL-300x300

Santa_Maria_Maggiore_Roma_interior_1883-300x273

 

 

 

 

 

Фуга был также строителем и нарядного палаццо дель Консульта (1737) — образца римской дворцовой архитектуры 18 века.

holm_kvirinal._obelisk_so_statuyami_dioskurov._dvorets_konsulta._dvorets_kvirinale_rim-palazzo_della_consulta-258x300

Палаццо дель Консульта (1737)

 

Фасад церкви Санта Кроче ин Джерузалемме. Архитекторы Пьетро Пассалаква, Доменико Грегорини.

0_81b1b_fb51df4e_L-202x300

Пьетро Пассалаква, Доменико Грегорини. — Фасад церкви Санта Кроче ин Джерузалемме в Риме

 

Фасад церкви Санта Кроче ин Джерузалемме дает пример ярко индивидуального решения барочного церковного фасада в том аспекте, который еще со времен Джезу увлекал многих итальянских зодчих.В III веке на этом месте находился дворец Елены, матери императора Константина Великого. После смерти матери Константин устроил церковь в одной из частей дворца и поместил в нее священную реликвию, привезенную Еленой из Иерусалима — три части Святого Креста, на котором был распят Иисус. Кроме того, в церкви хранятся и другие ценности: один из гвоздей, которыми тело Иисуса прибивали к кресту; две колючки из тернового венца; крест, на котором был распят добрый разбойник; палец Фомы Неверующего, которым он трогал рану учителя. Все эти сокровища хранятся в капелле справа за алтарем, украшенной мозаикой V века и отреставрированной Мелоццо да Форли. Церковь подверглась реконструкции в XII веке. Тогда интерьер церкви был поделен на три нефа, а рядом была воздвигнута кампанила. В XVIII столетии к церкви пристроили монументальный фасад в стиле барокко и сделали овальный вестибюль, а также отреставрировали потолок.Фасад церкви был оформлен по проекту Ф. Борромини, верх  которого увенчал аттик  украшенный статуями Св. Елены, Св. Луки, Св. Матфея. Св. Иоанна Евангелиста и Константина.

 Лестница Испанской площади в Риме. 1721-1726 гг.

К наиболее захватывающим памятникам Рима принадлежит знаменитая Испанская лестница, сооруженная архитекторами Алессандро Спекки (1668— 1729) и 000221-225x300Франческо де Санктисом (ок. 1623—1740). Принцип живописной террасной композиции, разработанный зодчими барокко при создании дворцово-парковых ансамблей, здесь впервые использован в условиях городской застройки. Разбитая по крутому откосу, широкая лестница объединяет в целостный ансамбль расположенную у подножия холма площадь Испании с магистралями, проходящими через площадь, размещенную на вершине этого холма перед двухбашенным фасадом церкви Сан Тринита деи Монти. Грандиозный каскад ступеней, то сливающийся в единый стремительный поток, то разветвляющийся на отдельные марши, которые сбегают сверху вниз по сложному криволинейному руслу, отличается исключительной живописностью и богатством пространственных аспектов.

Суперга.Турин. Архитектор  Филиппо Юварра.

Суперга— католическая базилика, возвышающая  над Турином   на вершине одноимённого холма.

Отсюда в 1706 г. будущий король Виктор Амадей II  и его кузен Евгений Савойский  наблюдали за осадой города французами и испанцами. В благодарность Деве Марии за успешный  исход битвы  Виктор Амадей II  поручил  архитектору  Филиппо Юварра построить базилику на высоком холме над городом. Страительство началось в 1717году. Базилика выполнена в стиле барокко.Венчает строение пышный купол. С террасы  открывается прекрасный вид на Альпы.

В базилике похоронены все пьемонтские короли, начиная с Виктора Амедея.

d_1-300x197

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.