Классици́зм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Основоположники этого стиля обращались к формам античности ,как к идеальному классическому эталону. Идеи классицизма в архитектуре были сформулированы венецианскими мастерами эпохи Возрождения Палладио и его учеником Скамоцци. Принципы строительства античных храмов архитекторы использовали при строительстве частных особняков.В основе эстетики классицизма лежат философские идеи Р.Декарта: все созданное человеком должно быть разумно организовано, логично построено. Классицизм выработал суровую систему правил, законов построения художественной формы.
Классическая система основана на регламентации, поэтому создает впечатление неизменности установленных порядков. Понятно, что классическая архитектура оказалась привлекательной для политических режимов, утверждавших свою стабильность. Классика была принята в качестве официального стиля архитектуры в Древнем Риме, в абсолютистской монархии Людовика XIV, в самодержавной империи Екатерины II. Классицизм второй половины XVII в., получил название «стиля Людовика XIV».Он был воспринят другими самодержавными монархиями и затем получил всеобщее распространение. В стиле классицизма строили свои дворцы коронованные особы и знать всех рангов .
В качестве официального стиля архитектуры классицизм установился не только в самодержавных монархиях. С его утверждением порядка, стабильности, величия он имел большой успех в Британской империи.
Главные черты классицизма: использование ордерной системы, статичность и соразмерность форм, логичность планировки, симметрия планов, скромный декор. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами, белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов. В интерьере используются светлые оттенки, египетские, греческие или римские мотивы, простая, легкая мебель.
Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов.
В своем развитии классицизм проходит два этапа: классицизм XVII и классицизм XVIII.
Классицизм XVIII века при безусловной общности ряда своих стилистических признаков с классицизмом XVII века вместе с тем не является простым продолжением классицизма XVIIв. Это принципиально новое историко-художественное явление.
Качественное различие двух этапов в развитии классицизма обусловливается не только тем, что первый развивался параллельно с барокко и в своеобразном соотношении с ним , а второй возник в процессе преодоления в одних странах искусства рококо, а в других — позднего барокко. Были и различия, пожалуй, более существенные, непосредственно связанные с кругом художественных идей и с особенностями социальной функции классицизма в XVII и XVIII веках. Обращение к античности как к норме и художественному образцу, утверждение приоритета долга над чувством, возвышенная отвлеченность стиля, пафос разума, порядка и гармонии — это черты общие для классицизма XVII и XVIIIв.в.. Однако в XVII веке классицизм складывался в условиях консолидации нации в рамках абсолютистской монархии, в рамках дворянского абсолютизма и не поднимался до открытого отрицания тех социальных отношений, которые лежали в основе этого строя. Антифеодальная же направленность прогрессивной линии в классицизме XVIII века была выражена гораздо ярче. Классицизм XVIII века не только продолжал, ссылаться на почерпнутые из античности примеры, утверждать величие победы разума над чувством, долга над страстью. Античное искусство объявлялось в XVIII веке нормой и идеальным образцом и потому, что в нем, по мнению идеологов классицизма, нашли свое наиболее гармоническое и совершенное воплощение постоянные, исконные добродетели, свойственные человеку, живущему в разумном, свободном обществе городов-республик античности. В зависимости от меры и глубины прогрессивности того или другого представителя классицизма XVIII века либо подчеркивалось эстетическое и нравственное превосходство идеала облагороженной естественности и изящной простоты нового направления по сравнению с фривольностью позднего рококо или усложненной пышностью позднего барокко, либо акцентировался гражданский пафос классицизма.
Основные положения доктрины классицизма были сформулированы немецким теоретиком и историком искусства Винкельманом. Именно в XVIII столетии закладываются основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины, тесно связанные с успехами философии. Винкельман считал, что искусство Древней Греции было обращено к природе и воспитывало благородные, достойные чувства в свободных гражданах. При известной половинчатости и политической робости теория Винкельмана соответствовала прогрессивным тенденциям эпохи.
В начале XIX в. во Франции Наполеона I классицизм перешел в свою завершающую фазу — ампир (т. е. «стиль империи»). Для него характерны лаконичность, внушительная монументальность, выразительно подчеркнутый контраст глади стены и приставленных к ней колонн, декор из отдельных рельефных деталей, контрастно выделяющихся на фоне нейтральной поверхности стены.