Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр.Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков .Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках .), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века Возрождение достигло своего наивысшего расцвета.
Отличительными чертами эпохи Возрождения является светский характер культуры и её интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности . Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Вследствие экономического кризиса XIV века период Ренессанса в архитектуре начался только с началом XV столетия и продолжался до начала XVII века в Италии и дольше за её пределами. В Италии можно выделить три основных периода:
Раннее Возрождение или кватроченто, XV век.
Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.
Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).
В других европейских странах развивался свой предренессансный стиль, а само Возрождение начиналось не раннее XVI века, стиль прививался к уже существующим традициям, в результате чего архитектурные конструкции эпохи Возрождения в разных регионах могут иметь сходные черты.
Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей,
о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.
Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным располо-жением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям
приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Развитие архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики.
Окончательно оформляется этаж, как горизонтальный пространственный слой, предназначенный для жизни и деятельности человека. Стена впервые интерпретируется в современном смысле слова, т.е. как геометрически правильная перегородка постоянной толщины между внутренним архитектурным пространством и пространством вне здания. Окна трактуются как глаза здания, фасад — как лицо.