Слово «эклектика» переводится с греческого как «избранный, отборный» -смешение, соединение разнородных взглядов, стилей, идей, и т. п., основанное на их искусственном соединении. Термин ввёл в употребление александрийский философ II века Потамон.В начале ХХ века авангардисты пытаясь создать новые художественные формы , постоянно сталкивались с тем , что все «вновь придуманное»- ранее уже «имело место быть» и отражено в истории человечества. Заимствуя и совмещая уже существующее, можно создать что-то новое. Смешивая архитектурные образы Запада и Востока, старое и новое, дизайнеры создают новые стили.
Эклектизм в архитектуре — направление, господствующее в Европе и России в 1830 — 1890-е гг. За рубежом этот термин звучит как — романтизм (ІІчетверть XIX века), Beaux-Arts (боз-ар) (ІІ половина XIX века) , а в современной интерпретации- историзм. Неоготика, неоренессанс, необарокко, неорококо, неовизантийский стиль, неомавританский стиль, индо-сарацинский стиль, псевдорусский стиль- эклектические стили, производные от смешения различных «исторических» стилей. Эти названия характерны для стилей советского и постсоветского пространства.
Эклектика вместила в себе не только все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, но и совершенно иные качества. В стиле сохранился архитектурный ордер, но он перестал быть исключительной конструкцией. Функция стала определять стиль и форму здания. Так для строительства храмов стал предпочтительным русско-византийский стиль К. А. Тона, для других построек он не используется.
Для зданий, построенных в одно и тоже время, характерны разные стилевые особенности. На выбор стиля влияло не только назначение здания (общественные здания,частные дома, храмы, фабрики ), но и финансовые возможности заказчика (рядом могут сосуществовать богато декорированные постройки и более скромная муниципальная архитектура. Такая «демократичность» отличает эклектику от ампира, который диктовал единые требования для всех видов построек.
В истории эклектики можно выделить два этапа 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг., это объясняется не только разными политическими режимами, но эволюцией общества России и Европы в целом, появился новый класс заказчиков, архитектура приобрела новые функции.