Барокко- стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI-XVII (В некоторых странах — до сер. ХVIIIв.). Название происходит от итальянского bаrоcco — причудливый, странный. Главной задачей искусства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний.
Истоки барокко нужно искать в архитектуре эпохи Возрождения. Первый величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, с античными скульптурами, регулярным садом, библиотекой и театром под открытым небом.Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело.
Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек — церквей, палаццо, вилл — новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа. Они стремятся к динамичному пространственному решению, к трактовке объемов живописными массами, применяют сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний. Они разрушают тектоническую связь между интерьером и фасадом здания, повышая эстетическое и декоративное воздействие последнего. Свободно используя античные ордерные формы,усиливают пластичность и живописность общего решения…
Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладает с конца XVI до середины XVIII в., в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в.В каждой из стран наблюдались свои национальные традиции. В итальянской архитектуре барочная стилистка распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты.
Основные черты Барокко – драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, экспрессия, тяготение к пышности и декоративности. Постройки обязательно украшались причудливыми фасадами, форма которых скрывалась за украшениями. Парадные интерьеры также приобрели разнообразные формы, причудливость которых подчеркивалась скульптурой, лепкой, различными орнаментами. Комнаты нередко теряли привычную для глаза прямоугольную форму. Зеркала и росписи расширяли истинные размеры помещений, а красочные плафоны создавали иллюзию отсутствия крыши.
Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму — круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная фигура барокко — овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Но это еще сравнительно простая и четкая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В ренессансе пространство статично и ограниченно, в барокко — динамично и бесконечно, причем его сложность и динамика подчеркиваются эффектами светотени. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затененных участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный прием барокко — разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полускрытый проем.
Архитекторы Барокко обратили внимание на улицу, которая стала рассматриваться как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Начало и конец улицы отмечались площадями или эффектными архитектурными или скульптурными акцентами. Доминантой в композиции здания становится кривая линия, возвращаются волюты, появляются эллиптические поверхности.
Архитектура позднего барокко, более динамически усложненная, декоративно перегруженная и менее величаво-монументальная, чем в 17 в., получила широкое развитие в тех странах, где не назревали еще предпосылки к ликвидации абсолютизма и переходу к капитализму.Так, в Италии барочные традиции продолжали существовать еще на протяжении первых двух третей 18 в.
В Германии, Центральной Европе архитектура позднего барокко и монументальное искусство были связаны еще в значительной мере со старой клерикально-феодальной культурой. Блестящее исключение, представляло собой венецианское искусство , завершающая празднично-жизнерадостные традиции этой замечательной школы. В других областях Италии, в Центральной Европе реалистические тенденции лишь с трудом и очень робко проявляли себя в рамках господствующего направления. Особый характер искусство барокко проявило в России. Наиболее полно своеобразие русского барокко воплотилось в архитектуре. Пафос утверждения находящейся на подъеме мощной российской дворянской державы, занявшей достойное место в мире, строительство Петербурга, ставшего одним из красивейших городов мира, рост новых городов предопределили в основном светский характер русского барокко. Во Франции был создан ряд блестящих ансамблевых решений, таких, как, например, площадь Согласия в Париже, представляющих собой своеобразное переосмысление в духе классицизма принципов планировки городского ансамбля.
Период позднего барокко продолжался в зависимости от конкретных исторических условий в одних странах до середины 1740—1750-х гг., в других — до 1760-х гг. Далее на смену помпезному барокко пришло новое художественно-стилистическое направление, получившее наименование «рококо» или «рокайльный стиль».