Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, стало родоначальником всего последующего западного искусства. Слово «античный» происходит от латинского «антиквус», что в переводе на русский означает «древний».
Историю культуры античного мира традиционно разделяют на два условных периода:
I.Древнегреческая культура:
1.Эгейская (крито-микенская) культура:IIIтыс.-XIв. до н.э.
2.Гомеровский или раннеархаичный период:XI-VIIIв.в. до н.э.
3.Архаичный период:VIII-VIв.в. до н.э.
4.Классический период:Vв.-конец IVв. до н.э.
5.Эллинистический период: последняя треть IV-Iв.в. до н.э.
II.Древнеримская культура:
1.Период развития культуры этрусков и других племен Италии (XI-IIIв.в. до н.э.), включая так называемый «царский период истории Древнего Рима(VIII-IVв.в. до н.э.).
2.Республиканский период Давнего Рима:III-I в.в.до н.э.
3.Императорский период Древнего Рима: Iв. до н.э.-Vв.н.э.
Точкой отсчета начала Эпохи античности принято считать первые Олимпийские игры, проведенные в 776 до н. э. Исчезновение эпохи античности относят к падению Рима в 476 году нашей эры. Для каждого исторического периода характерна самобытная культура и своеобразное искусство.
Античная Греция -одна из величайших цивилизаций древнего мира.Древние греки населяли южную часть Балканского полуострова,острова Эгейского моря и западную часть полуострова Малая Азия. В глубокой древности здесь жили племена пеласгов, лелегов и др. На рубеже III-II тыс. до н.э. их оттеснили древние греки -ахейцы, ионийцы, пришедшие из бассейна Дуная. В V-IVв.в. до н.э. в Древней Греции была создана великая культура. Наивысшего развития достигла наука , искусство и архитектура. Произведения античности признаны одними из лучших творений человечества. Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, в основе которой лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой.
Грекам суждено было сыграть решающую роль в развитии архитектурных стилей последующих эпох. Давшие миру начало многих наук, они первыми разработали и стройную теорию архитектуры, ввели в практику никогда не нарушаемый ими закон симметрии.
Величайшим достижением греческих зодчих было «изобретение» ордера.Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент. Выделяют три вида ордеров: дорический , ионический и коринфский.
Главные структурные элементы ордеров одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей: базы, ствола и капители. Карниз, фриз, архитрав вместе образуют антаблемент.
Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме.В нем мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы.Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность.Вверху капитель колоны загибается завитками-волютами.
Коринфский стиль еще легче ионического и считается производным от ионического ордера. У коринфских колон еще более сложная форма капители: в виде стилизованных листьев аканфа. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.
В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах.В каждом городе почитали своих богов, и для каждого божества строили свой храм. В храме не собирались для молитв, так как обычно все церемонии проходили под открытым небом. В здании помещалась только статуя божества, здесь имели право присутствовать только жрецы, все остальные любовались его красотой снаружи. Эта особенность и послужила приданию храму внешней гармонии и красоты.
Греческие храмы различаются по своим композициям и стилистическим особенностям:
1. Дистиль — «храм в антах». Самый ранний тип храма. Состоит из святилища, передний фасад — лоджия, ограниченная по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами.
2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны.
3. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами.
4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.
5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн.
6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.
7. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру.
Этрусская архитектура хотя и не достигла такой изысканности форм, как греческая, однако оказала значительное влияние на последующую римскую архитектуру. Они стали первыми учителями римлян. Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нация задолго до нашей эры. Незначительное количество остатков этруских построек сохранились до наших дней.
Древнеримская архитектура. Будучи хорошими учениками, римляне не только хорошо усвоили наследие греков, но и дополнили его композитным и тосканскими ордерами. Особенно важной заслугой римлян является изобретение арочно-ордерной ячейки. Так же римляне известны тем, что они одни из первых экспериментировали с такой красивой формой, как купол.