К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе. Главным зданием комплекса является собор Санта-Мария Маджоре; на западной стороне от него находится часовня для крещения (баптистерий), а слева возвышается колокольня, вошедшая в историю искусства под названием «Падающая башня». Архитектурный ансамбль строился почти 300 лет. Несмотря на ясно выраженную индивидуальность каждого компонента, комплекс отличается удивительным единством стиля. Все здания объединены повторяющимися рядами арочной галереи и скруглёнными сверху окнами.
Строительство собора Санта-Мария Маджоре было начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо. По замыслу Бускето, собор должен был включать элементы различных стилей, византийские, ломбардские и даже исламские, символизирующие размах пизанской торговли. В основе собора — популярная в Древнем Риме базилика. В восточной части имеется полукруглая апсида. Подобными апсидами заканчиваются трёхнефные трансепты, а алтарная часть и центральный неф имеют с каждой стороны по два боковых нефа. Западный фасад представляет собой главный акцент в наружном облике собора. Над тремя порталами поднимаются четыре яруса аркатурных галерей. Западный фасад симметричностью напоминает греческие храмы. Однако рельефы бронзовых врат на религиозные сюжеты и скульптура «Богоматерь с младенцем» у самой башни нейтрализуют языческие параллели. Темнота интерьера контрастирует со сверкающей белизной собора снаружи. Простые колонны с резными капителями поднимаются к аркаде, в которой объединены пять соседних арок из камня контрастирующих цветов. Стены нефа благодаря кладке в виде горизонтальных полос разноцветного мрамора кажутся лишёнными тяжести.
Кафедра Собора работы Джованни Пизано — шедевр пизанской скульптуры XIV века. Рельефы с эпизодами из Нового Завета, Детства и Страстей Христа, Страшного Суда были выполнены в 1302-1310 годах. Композиции отделены друг от друга фигурами Пророков и сивилл.
Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская “падающая” башня. Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной. К этому моменту были возведены четыре яруса, и, соответственно, верхние ярусы и звонница были поставлены со смещением по отношению к нижним ярусам с целью скомпенсировать крен. Но башня стала крениться в другом направлении, и все планы по её укреплению до сих пор не дали положительного результата.
Башня имеет высоту 54 метра и диаметр около 15 метров , фундамент, заглублён всего на 10 метров. Строительство было начато в 1173 году и закончено 200 лет спустя. Круглая кампанила, завершённая звонницей, имеет семь ярусов, нижний из которых декорирован аркатурно — колончатым поясом с глухими арками, остальные опоясаны ажурной аркадой на изящных колоннах.
Изящное круглое здание баптистерия диаметром 35 метров датируется 1150-ми годами. Самый нижний из трёх ярусов украшен простой декоративной аркатурой. Узкие окна расположены довольно высоко над землёй. Средний ярус окружён поясом ажурной аркады, напоминающей аркаду «падающей башни» и состоящей из сдвоенных арок, обрамлённых стрельчатой резной аркой. Верхний ярус с небольшими окнами и такими же стрельчатыми арками крайне прост. Все сооружение увенчано бледно-красным куполом.
Палаццо Веккио — важнейшее общественное здание Флоренции и уникальный образец светской архитектуры средневековья. Он представляет собой мощную крепость, высота его сторожевой башни достигает 94 м. Строительство палаццо Веккио продолжалось с 1284 по 1341 гг., автором проекта считается знаменитый архитектор Арнольдо да Камбио.