После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, слишком много вычурности, украшений, происходит смешение самых разнородных форм . Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, про-должающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.).И в это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.
Храм Антонина и Фаустины — храм на Римском форуме.Храм был построен в141 н. э. по приказу императора Антонина -Пия в честь его умершей жены Фаустины.
Храм -один из наиболее хорошо сохранившихся античных храмов в Риме. Произошло это от того, что сам храм был трансформирован в церковь Сан-Лоренцо ин Миранда. Находится храм на Римском Форуме.
Колонна Марка Аврелия была построена в ознаменование победы над варварами, которые император одержал на берегах Дуная . Нижние барельефы колонны повествуют о войне Марка Антония с германцами, а верхние о войне с сарматами. Высота колонны – 30 метров, а ее диаметр 3,7 метра. Внутри колонны есть винтовая лестница, Многие общие черты колонны Марка Аврелия схожи с колонной Трояна, однако стиль различен. Изображения колонны Трояна имеют некий драматический стиль, а на колонне Марка Аврелия изображения носят триумфальный характер. Головы статуй непропорционально большие, это сделано для того, чтобы зритель мог более точно прочувствовать эмоции лиц. Сюжетную линию как бы возглавляет император, который контролирует весь мир.В1589 г. по требованию Папы Сикста V статую императора заменили на фигуру св.Павла.
Термы Каракаллы(время постройки206-211г.г.) считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. В бронзовые переплёты огромных полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал освещён ровным золотистым светом. Стены из полированного мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной величины свод. Снаружи термы Каракаллы 6ыли облицованы мраморными плитами.Когда-то в этом комплексе могли одновременно мыться 1 600 человек. Помимо этого в термах размещались гимнастические залы, спортивные площадки, галереи искусств, модные лавки и библиотека. В термах не только мылись, но и проводили досуг: здесь принято было встречаться с друзьями, устраивать деловые встечи, назначать свидания. Богатые римляне могли прводить в термах весь день.
Действовали Термы Каракаллы около 300 лет, пока готы не разрушили водопровод -в 537 году всему пришел конец: очередные варвары перекрыли акведуки, чтобы уморить осажденный город жаждой, и все бани были заброшены.
Триумфальная арка Константина
Арку построили в 315 году в честь первого императора Константина, который победил на Тибре Максенция. Арка была построена в спешке и собрана из частей других памятников.
В основании Арки нанесен рельеф, который изображает римлян победивших варваров и плененных ими. За этим действием наблюдает богиня Виктория.
Сегодня триумфальная арка является одним из основных символов города.